|
|
Мероприятия Ресурсного центра «Модель общеразвивающего гуманитарно-эстетического пространства»на базе ГОУ Центра образования № 1601
СКАЧАТЬ ОТЧЕТ>>
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА ПРОЕКТА «СТРОИМ ШКОЛУ БУДУЩЕГО»
Городская сетевая экспериментальная площадка
«Перспективы развития художественно – эстетического образования в социокультурном пространстве современного мегаполиса»
СКАЧАТЬ ОТЧЕТ>>
Организационно-экспериментальная деятельность городской сетевой экспериментальной площадки «Перспективы развития художественно – эстетического образования в социокультурном пространстве современного мегаполиса» в статусе площадки второго уровня в 2009-2010 гг. выстраивалась в соответствии с:
Проблема, на решение которой направлена инновационная работа
До сих пор в России школа обучала знаниям, умениям и навыкам, - такое устройство исторически связано с ее технологическим укладом и инфраструктурой. Поэтому, говоря о переходе к школе развития способностей и компетенций, предполагается изменить основной результат ее деятельности.
Введение системно-деятельностного подхода, не является предъявлением нового списка требований к выпускнику на языке компетентностей, а предполагает изменение всего уклада школы.
Необходимо переработать все основные элементы ее уклада, нацелив их на развитие способностей.
Новый этап экспериментальной деятельности отличается ориентацией на практическое внедрение гуманитарных ценностей, этических и эстетических идеалов в реальную продуктивную, социально полезную проектную деятельность при реальном совместном взаимном обучении детей и взрослых, включая учеников, учителей и родителей.
При определении цели и задач данного этапа деятельности экспериментальных городских площадок учитывались также Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: общее образование для всех и для каждого и проект «Строим школу будущего».
Цели инновационной деятельности
Целями нового этапа экспериментально-инновационной деятельности образовательных площадок стали:
Основные проблемы коррелируются с целями проекта «Школа будущего», на решение которых направлена инновационная работа Сети:
- определение места художественно-эстетического образования с позиции культуросообразной парадигмы развития современного образования и необходимость обеспечения высокого уровня качества художественно-эстетического образования на основе взаимодействия основного и дополнительного образования;- разработка эффективных моделей активного сотрудничества сети образовательных учреждений города по формированию единого пространства художественно-эстетического образования, построенного на принципах модернизации содержания и реализации интерактивных развивающих технологий, для отработки механизма трансляции перспективных моделей развития художественно-эстетического образования в массовую практику. В рамках проекта «Школа будущего» целевыми индикаторами деятельности Сети становятся:- степень интеграции результатов экспериментальной и инновационной деятельности в модули проекта «Строим школу будущего».- создание и внедрение программ по подготовке и переподготовке педагогических (а также методических и управленческих) кадров, обеспечивающих квалифицированную работу в школе будущего, формирование новых профессиональных компетенций. - проведение системы мероприятий по работе с экспериментально-инновационным пространством (Интернет фестивали, консультирование, форумы, городские круглые столы по направлениям экспериментально-инновационной работы).- участие в ежегодных городских конференциях «Деятельность ГЭП и обновление содержания образования».- участие в создании инфраструктурных подразделений, обеспечивающих проект «Строим школу будущего». Предполагается также:
- принять участие в создании технологических пакетов по программам формирования мировоззрения и социо-культурной идентичности подростков в процессе художественного творчества (Модуль «Мировоззрение. Воспитание. Искусство»);
- включиться в круг планируемых мероприятий, направленных на личностное самоопределение учащихся и реализацию их способностей в моделях «ШБ»;
- принять участие в проведение мероприятий по формированию эстетической критериальной базы и мировоззренческих основ у подростков средствами кино, театра, дизайна, изобразительного искусства и музыки.
Работа инновационной сети в 2009-2012 гг направлена на решение следующих задач:
Основные направления организации экспериментальной и инновационной деятельности:
Результаты деятельности инновационной сети по развитию художественно-эстетического образования в 2009-2010 гг. заключаются в следующем:
Информационная карта по разработке программы внеурочной деятельности
Критерии оценки программ внеурочной деятельности
Основные задачи программы внеурочной деятельности
Условия реализации концепции художественного образования
Формы внеурочной деятельности по направлениям
Глоссарий
Интегрированная технология (Л.Г. Савенкова)
Методические рекомендации по написанию программы
Предметные результаты
Требования к оформлению программ внеурочной деятельности
Сетевой проект позволяет увидеть перспективу развития художественно-эстетического образования в контексте модели «Школа будущего». 7 сетевых направлений обеспечивают исследование и разработку аспектов художественно-эстетического образования в социокультурном пространстве мегаполиса
Для решения поставленных целей и задач создана гибкая структурная организация. Главной структурной единицей являются экспериментально-проблемные объединения, состоящие из ГЭП школ, работающих над одной проблемой, которая решается либо в разных аспектах учебно-воспитательного процесса, либо на разных ступенях образования. Руководство проблемными объединениями осуществляется одним научным руководителем, что позволяет более глубоко анализировать процесс эксперимента, его результаты, совершать быстрый обмен полученных продуктов. Для координирования работы образовательных учреждений разработана информационная карта экспериментальной деятельности образовательного учреждения, составлены сводные информационные карты проблемных объединений.
1. Проблемно-сетевое объединение
«Перспективные модели содержательно-структурных форм системного художественного образования для различных типов образовательных учреждений и коллективов»
ГОУ ЦО №1492 ЮЗАО, ГОУ ЦО «Полюс» № 504 ЮАО, ГОУ СОШ №996 ЮАО,
ГОУ СОШ №1057 СЗАО, ГОУ СОШ № 1245 ЮАО, ГОУ СОШ №211 САО, ГЭП ДЮЦ «Восток» Зеленоград, СОШ №1950 ЦАО, ГОУ СОШ №1089 СЗАО
Научный руководитель Питерских А.С.
2. Проблемно-сетевое объединение
«Принципы непрерывного и открытого образования в процессе взаимодействия детско-взрослой общности»
ГОУ ЦО №1601 САО, ГОУ ЦО №1482 (1732) СВАО, КМТИ № 61
ГОУ СОШ №123 ЦАО, ДЮЦ «Войковский», Шк-инт. № 16 СВАО,
Научный руководитель Фоминова М.А.
3. Проблемно-сетевое объединение
«Проектно-исследовательская деятельность в сфере художественно-эстетического образования как способ решения жизнетворческих задач личности»
ГОУ СОШ № 875 ЗАО,
ГОУ СОШ №158 САО, ГОУ СОШ №1308 ЗАО, ГОУ СОШ №1003 ЗАО, ГОУ СОШ №1913 Зеленоград, ГОУ Гимназия № 1542 ЗАО, Детский сад № 1521 ЦАО, ГОУ СОШ № 541
Научный руководитель Савенкова Л.Г.
4. Проблемно-сетевое объединение
«Развитие способностей к самостоятельной исследовательской творческой деятельности через реализацию компетентностного подхода»
ГОУ ЦО № 1637 ВАО, ГОУ СОШ №1188 СВАО.
ГОУ СОШ № 1311 ЮЗАО, ГОУ Прогимназия № 1717 Зеленограда, ГОУ СОШ № 634 ВАО
Научный руководитель Фоминова М.А.
5.Проблемно-сетевое объединение
«Формирование визуально-зрелищной культуры – как основа художественного развития и социальной адаптации учащихся в современной визуально-коммуникативной среде»
ГОУ СОШ №1122 СВАО,
ГОУ СОШ №498 ЦАО, ГОУ СОШ №340 ЦАО, ГОУ Гимназия № 1531 СВАО,
ГОУ гимназия №1570 САО, ГОУ ЦО №1470 СВАО, ГОУ ЦО №287 СВАО, ДЮЦ «Северный» СВАО
Научный руководитель Питерских А.С.
6. Проблемно-сетевое объединение
«Непрерывное художественно-эстетическое образование как
системообразующий ресурс развития и личностного становления ребёнка
дошкольного и младшего школьного возраста»
ГОУ Прогимназия 1819
ГОУ ЦРР №1818 СВАО, ГОУ ДС №1073 СВАО, ГОУ ДС №1098 СВАО, ГОУ Прогимназия 1855 СВАО, ГОУ Гимназия №1573 СВАО, ГОУ НШДС №1646 СВАО Научный руководитель Полонская М.А.
7. Проблемно-сетевое объединение
«Вариативные модели художественно-эстетического образования как путь становления здоровой, творчески реализованной личности»
ГОУ ЦО 324 ЗАО
ГОУ Детский сад № 2637 ЗАО, ГОУ НШДС № 1659 ЗАО,
Научный руководитель: Кошмина И.В.
Обязательной формой работы экспериментально-проблемных объединений являются совместные диалоговые выступления, презентации на конференциях, семинарах, круглых столах. Трансляция результатов экспериментально-инновационной деятельности школ проводится совместно с методическими центрами округов.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ОБЩЕГОРОДСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Проводимые мероприятия и их краткое содержание |
Дата проведения |
Место проведения |
Категории участников и их количество |
Ответственный исполнитель |
Структурное подразделение МИОО |
1. |
Единый методический день. Обсуждение стандартов нового поколения по образовательной области «Искусство» |
19.08.2010 |
МИОО |
Методисты образовательной области «Искусство», учителя-предметники. 50 чел. |
Фоминова М.А. |
Кафедра эстетического образования и культурологии |
2. |
Установочный семинар. Приоритетные направления, формы и методы освоения предметного содержания области знаний «Искусство» |
25-26 августа 2010 г. |
|
Методисты образовательной области «Искусство», учителя-предметники. 50 чел. |
Фоминова М.А. |
Кафедра эстетического образования и культурологии |
3. |
Научно-практическая конференция по теме: «Развитие творческих способностей личности в условиях внеурочной предметной деятельности» |
21 октября 2010 г., 15.00 |
ГОУ СОШ № 123 ЦАО |
Заместители директоров по экспериментальной деятельности, учителя-экспериментаторы области «Искусство», педагоги дополнительного образования участники городской инновационной сети «Перспективы развития художественно-эстетического образования в социокультурном пространстве современного мегаполиса». 100 чел. |
Фоминова М.А., Климова Т.А., Никитина А.Б. |
Кафедра эстетического образования и культурологии |
4 |
Научно-практическая конференция «Музыка – время - образование», посвящённая 325-летию И.-С.Баха |
02 декабря 2010 г., 15.00 |
Дом учителя |
Учителя музыки, мировой художественной культуры 200 человек |
Макарова Л.А. |
Кафедра эстетического образования и культурологии |
Календарь городских мероприятий для учащихся.
2009-2010 учебный год
№ |
Проводимые мероприятия и их краткое содержание |
Дата проведения |
Место проведения |
Категории участников и их количество |
Ответственный исполнитель |
Оформление результатов |
1. |
Конкурс творческих ученических работ в области рекламы и дизайна «Реклама – это мы!» для учащихся 5-11 классов (по итогам освоения программ профильного и дополнительного обучения) |
11-12 февраля 2011 г. |
ГОУ ЦО № 1637 ВАО |
Учащиеся 5 – 11 классов г. Москвы. 200 чел. |
Меркулов И.М. |
Награждение участников, оформление творческих работ учащихся, размещение материалов конкурса на сайте кафедры эстетического образования и культурологии. |
2. |
Московский городской конкурс (олимпиада) по музыке «Мой мир музыки» для учащихся 5 – 7 классов |
1 тур 25 февраля 2011 2 тур 18-19 марта 2011 3 тур 1 апреля 2011 года |
ГОУ ЦО № 1574 ЦАО |
Учащиеся 5 – 7 классов г. Москвы. 350 чел. |
Макарова Л.А. |
Награждение участников, оформление творческих работ учащихся, размещение материалов конкурса на сайте кафедры эстетического образования и культурологии. |
3. |
Московская городская олимпиада по мировой художественной культуре» для учащихся 9-11 классов |
11 – 12 марта 2011 года |
МИОО, Пречистенский пер.д.7а |
Учащиеся 9 – 11 классов г. Москвы. 350 чел. |
Фоминова М.А., Кочерова Е.А. |
Награждение участников, оформление, размещение материалов олимпиады на сайте кафедры эстетического образования и культурологии. |
4. |
Одиннадцатый Московский городской конкурс «Каждый класс – хор!» Для учащихся 1 – 8 классов |
15 апреля 2011 года |
ЦТ «На Стопани» |
Учащиеся 1 - 8 классов г. Москвы. 350 чел. |
Макарова Л.А. |
Награждение участников, оформление творческих работ учащихся, размещение материалов конкурса на сайте кафедры эстетического образования и культурологии. |
5. |
Московский городской конкурс творческих проектов по мировой художественной культуре «Культура ХХI века – между прошлым и будущим» для учащихся 8 – 11 классов |
8 – 9 апреля 2011 года |
ГОУ ЦО № 1574 ЦАО |
Учащиеся 8 - 10 классов г. Москвы. 350 чел. |
Фоминова М.А. |
Награждение участников, оформление творческих работ учащихся, размещение материалов конкурса на сайте кафедры эстетического образования и культурологии. |
6. |
Фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна». Единое творческое образовательное пространство, объединяющее педагогов и участников в играх, мастер-классах, просмотрах спектаклей, чтении драматургии, обсуждениях увиденного. |
30 апреля- 5 мая 2011 года |
ЦТ «На Вадковском» ЦАО |
Детские театральные коллективы и детские пресс-центры всех типов подчинения, отдельные учащиеся, интересующиеся искусством театра и журналистикой, педагоги и учителя общего и дополнительного образования, интересующиеся проблемам театрально-педагогических технологий. Общее число – 1000 человек. |
Быков М.Ю. |
Награждение участников, оформление творческих работ учащихся, фотосессия |
СКАЧАТЬ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН >>
Большое внимание в 2009-2010 гг было уделено формированию личности учителя-экспериментатора, его профессиональной компетенции. В 2009-2010 учебном году на базе работы сети разработан проект Положения об учителе-экспериментаторе.
Научно- методическая грамотность учителя является залогом успешности и результативности эксперимента. Поэтому экспериментально-инновационная деятельность строится параллельно в двух аспектах: повышение профессионального уровня учителя, овладение им новым содержанием и средствами обучения; обучение, воспитание, развитие учащихся в новых экспериментальных условиях. В течение 2009-2010 учебного года на базе кафедры эстетического образования и культурологии МИОО были проведены курсы повышения квалификации для участников инновационной деятельности.
Освещены необходимые аспекты по усилению работы психологов-экспериментаторов, направленность их деятельности на диагностику учащихся, А также педагогов-экспериментаторов, что разнообразит формы психологического сопровождения эксперимента. Психолог должен оказать помощь в гармонизации отношений между педагогом и учащимися с учетом личностной индивидуальности каждого из них.
Научные руководители сети:
А.С. Питерских, член экспертного Совета Д.О. по ЭИД, зам.директора ЦНХО, з.д.и. РФ
Л.Г. Савенкова, зам. директора ИХО по научной работе, д.п.н.,
М.А. Фоминова, зав. кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО, к.п.н.
Научно-экспертный Совет сети:
Б.М.Неменский (председатель),
Алексеева Л.Н., Держицкая О.Н., Зайцева Е.Л., Ваганова Н.Н., Буданова Г.П., Зотова Е.Б., Гуружапов В.А., Кашекова И.Э., Горяева Н.А., Мелик-Пашаев А.А., Коротеева Е.И.
Оргаизационно-координационный совет:
Кошмина И.В., Никитина А.Б., Полякова И.Б., Климова Т.А., Пшенина И.В., Тишина, О.Ю., Козырева Е.А. Аникина Т.И., Киракозов Ю.В., Корягин А.М., Хардина Ю.В.
Данная схема представляет механизмы функционирования сети и ядра сети. Отработан многоуровневый механизм трансляции результатов:
Городские научно-практические конференции, семинары, конкурсы, олимпиады и другие виды деятельности;
Окружные творческие семинары, мастер-классы, мастерские, выставки;
Школьные открытые мероприятия, презентации результатов инновационной деятельности.
Разработаны:
Проект Положения об учителе-экспериментаторе
Проект положения о программе внеурочной деятельности
Информационная карта для учителя-предметника
Информационная карта для заместителя руководителя
Информационная карта для руководителя
Положение о публичном докладе кафедры
Публичный отчёт ГЭП образовательного учреждения
Используемые методики, формы организации работы Сети
В процессе инновационной работы предусматривается:
Публикации
Момина Е.Е.Развитие дивергентного мышления учащихся //Молодые исследователи о проблемах современной психолого-педагогической науки.М., 2009. С.59-64. Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся. //Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса. М.,2009. Том 1. С.63-67. Соловьянова О.Ю. Вокальное обучение в процессе формирования творческих качеств учащихся колледжа музыкально-театрального искусства.// Этнодидактика народов России: проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде. Материалы VIII Междунар. научно-практич.конференции. Нижнекамск, 2010. – С. 270-271.
И.В. Пшенина, М.А. Фоминова
«Инновационная и экспериментальная деятельность в сфере художественно-эстетического образования». Сборник Инновационное пространство в системе образования города Москвы. Инновация в образовании – сетевой принцип и ресурсные центры. По материалам работы городских экспериментальных площадок второго уровня.-М.: Центр «Школьная книга», 2010.-384 с.
И.Г. Морозова
«Формирование единого эстетического пространства». Сборник Инновационное пространство в системе образования города Москвы. Инновация в образовании – сетевой принцип и ресурсные центры. По материалам работы городских экспериментальных площадок второго уровня.-М.: Центр «Школьная книга», 2010.-384 с.
О.В. Рыбаулина
«Педагогические технологии и методические приемы на уроках дизайна и черчения». Сборник Инновационное пространство в системе образования города Москвы. Инновация в образовании – сетевой принцип и ресурсные центры. По материалам работы городских экспериментальных площадок второго уровня.-М.: Центр «Школьная книга», 2010.-384 с.
ГОУ СОШ № 541 «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
Из опыта работы учителей общеобразовательной школы по проблеме «Интеграция в образовании»
Е.А.Бондаренко.
Комплект программ «Медиакультура» (журналистика, тележурналистика, основы экранной культуры) Учебные программы. Нормативно-правовое обеспечение для ведения медиаобразовательной деятельности общеобразовательных учреждений: типовые программы учебных курсов по теме «Медиаобразование» / Региональный центр медиаобразования ГБОУ СО «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 2009. – 90 с.
Е.А.Бондаренко.
Медиакультура. Основы журналистики Программа для 9-11 кл. Сборник программ элективных курсов профильного художественно-эстетического образования. – М.: МИОО, 2009. – 256 с.
Е.А.Бондаренко.
Основы экранной культуры. Искусство ХХ века: кинематограф и телевидение Программа для 9-11 кл. Сборник программ элективных курсов профильного художественно-эстетического образования. – М.: МИОО, 2009. – 256 с.
Е.А.Бондаренко.
Медиаобразование в формировании современной информационной образовательной среды Научная статья Образовательные технологии ХХI века. ОТ”09. – М. 2009. – 346 с.
Е.А.Бондаренко.
Региональный центр медиаобразования как модель реализации новой образовательной стратегии в России Научная статья Актуальные задачи медиаобразования: Сборник научно-методических статей к конференции «Актуальные задачи медиаобразования в условиях расширения общественного участия в упралении образованием. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009. – 200 с.
Е.А.Бондаренко.
Медиаобразование в помощь педагогам. Образовательное телевидение Монография Региональный центр медиаобразования ГБОУ СО «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 2009.
Е.А.Бондаренко.
Формирование медиакультуры учащихся Научная статья Образовательные технологии ХХI века. ОТ”10. – М. 2010. – 417 с.
Л.Д.Гликин.
Система взаимодействия базового и дополнительного образования Научная статья Образовательные технологии ХХI века. ОТ”09. – М. 2009. – 346 с.
«Между Ясной поляной Л.Н.Толстого и ялтинской дачей А.П.Чехова». Учебно-методическое пособие по разработке и реализации интегративного проекта в зоне профильного образования. Автор-составитель А.Б.Никитина. М.ОАО Московские учебники.2009.
Прошедший год экспериментальной деятельности по ГЭП 2 уровня высветил проблемы, которые предстоит решать на следующих этапах:
Основные направления ближайшего развития экспериментальной деятельности в рамках сетевой ГЭП 2 уровня:
|