Кафедра эстетического образования и культурологии МИОО сформирована в 2002 году на базе кафедры художественной педагогики и лаборатории методики преподавания искусства и масс-медиа. Заведующая кафедрой к.п.н. Фоминова М.А.
Основные направлния деятельности кафедры:
- учебная;
- методическая;
- организация и проведение городских мероприятий для учащихся;
- экспериментальная;
- научная.
Научная деятельность
- Разработка содержания образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров области знаний «Искусство»;
- Разработка концепции деятельности городской инновационной сети по проблеме: «Модернизация художественно-эстетического образования»;
- Разработка критериальной базы качества художественно-эстетического образования;
- Разработка принципов интеграции современных педагогических технологий в систему работы учителей художественно-эстетического блока.
Кафедра сотрудничает с научно-исследовательскими и учебными институтами:
-
Институт Художественного образования РАО;
-
Федеральный институт развития образования;
-
Национальный фонд подготовки кадров;
-
Академия ПКиППРО МО РФ;
-
Институт содержания и методов обучения РАО;
-
Таганрогский педагогический институт;
-
Арзамасский педагогический институт и др.
Сотрудники кафедры принимают участие в:
- работе Федерального Экспертного Совета;
- рецензировании и оппонировании диссертационных исследований;
- рецензировании программ и научно-методических материалов;
- научно-практических конференциях по актуальным проблемам художественно-эстетического образования;
Печатные работы сотрудников кафедры
Сотрудники кафедры приняли участие в:
-
Разработке стандартов по образовательной области «Искусство» (заявка Федерального агентства по образованию);
-
Разработке цифровых образовательных ресурсов по предметам «Музыка» и «Мировая художественная культура» (заявка Республиканского Медиацентра);
-
Составлении Перечня средств обучения по предмету «Мировая художественная культура» (заявка издательства «Просвещение»);
-
Разработке программ элективных курсов для художественно-эстетического профильного обучения (заявка Академии ПК и ППРО МО РФ)
Экспериментальная деятельность
-
Разработка и апробация интерактивных педагогических методик в художественно-эстетическом образовании;
-
Разработка вариативных моделей профильного художественно-эстетического образования;
-
Разработка и апробация форм взаимодействия основного и дополнительного образования
Схема взаимодействия инновационной сети
(смотреть)
Целостная природа ребенка рассматривается как благоприятная предпосылка для его нравственно-эстетического, эмоционально-творческого развития, формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
ДНИ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВВЦ
(смотреть)
Научно-практические семинары
Информатизация и образовательная среда
-
Интеграция информационных технологий в предметное содержание;
-
Организация проектной деятельности с использованием информационных технологий;
-
Формирование фонда медиатеки (звукозаписи, видеоматериалы, мультимедийные программы и т.п.) с целью поддержки учебного процесса;
-
Организация дистантных форм консультирования и обучения;
-
Работа с Интернет-ресурсами;
-
Методика освоения информационных технологий в системе работы учителя области «Искусство».
Мировоззрение и воспитание
-
Организация художественно-эстетической образовательной среды;
-
Урок, внеурочная деятельность по предмету и дополнительное образование как среда самопознания, самоопределения и социализации личности;
-
Использование музейного, театрального и концертного пространства мегаполиса;
-
Привлечение художественно-исторического пространства;
-
Углубление представления об искусстве как о тексте эпохи (понимание, анализ, интерпретация текста);
-
Построение пространства «диалога культуры»;
-
Создание собственных текстов, произведений в контексте данной культуры и в контексте диалога с ней;
-
Формирование Интернет-коллекции образцовых текстов;
-
Расширение роли искусства в формировании образности и культуры языка
Методическая деятельность
-
Координация деятельности окружных методистов предметов области «Искусство»;
-
Методическое сопровождение школ городского подчинения;
-
Оказание методической и консультационной помощи учителям образовательной области «Искусство»;
-
Проведение методических семинаров по актуальным проблемам художественно-эстетического образования;
-
Оформление сайта кафедры с информационно-методическими материалами для учителей г.Москвы;
-
Разработка и проведение мониторинга качества художественно-эстетического образования;
-
Ежегодный выпуск методических писем о преподавании предметов области знаний «Искусство»
Методическая поддержка процесса модернизации художественно-эстетического образования
-
Научно-практические конференции и семинары;
-
Участие в ежегодном педагогическом марафоне, проведение мастер-классов;
-
Тренинги;
-
Консультации по проблемам планирования, организации форм урочной и внеурочной деятельности, активизации познавательной творческой деятельности учащихся;
-
Освоение принципов и технологий открытого образования;
-
Сотрудничество с периодическими изданиями (публикации в журнале «Искусство в школе», газете «Искусство»).
Лаборатория интерактивных театральных проектов
Зав. лаб. Рыбакова Ю.Н.
-
Научно-практические конференции, строящиеся на принципах деятельностной педагогики;
-
Детские творческие конкурсы как формы интеграции основного и дополнительного образования;
-
Разработка модели и организация инновационных фестивалей детского творчества;
-
Разработка и реализация интерактивных образовательных проектов
в сотрудничестве с музеями (лаборатория интерактивных театральных проектов).
Разработка модуля «Здоровая и дружественная среда. Уклад и детско-взрослая общность»
Технологии складывания дружественных детско-взрослых общностей в образовательном процессе
- Модульные курсы кафедры;
- Инновационные фестивали;
- Творческие конкурсы;
- Работа с экспериментальными площадками.
Во всех этих видах работы используется принцип совместной продуктивной творческой деятельности детей и взрослых.
Ценностное самоопределение и выработка собственной позиции
Все программы, реализуемые кафедрой, уделяют особое внимание созданию ситуаций осознанного выбора и выработке собственной позиции в процессе образовательной деятельности.
1. Первый шаг – работа в малых творческих группах.
Вместе принимать решение легче,
но нужно уметь договориться.
2. Когда начинаешь работать
самостоятельно,
необходима поддержка взрослого,
с которым можно посекретничать,
посоветоваться.
3. Когда дети в классе уверены
в поддержке товарищей и учителя,
они готовы принимать решения самостоятельно.
4. Важный финальный шаг в процессе школьного
самоопределения – выбор будущей профессии.
Профильное обучение в старшей школе помогает
осознанно решить, хочешь ли ты связать свою жизнь
с предложенной профессией