в Избранное

 

Мероприятия

Форум

Контакты

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



в Избранное

Новости
 

Мероприятия

Форум

Контакты

Учебники МХК

Споры о качестве учебной литературы, а особенно ее многообразии продолжаются уже не один год. И психологи, и учителя глубоко убеждены в том, что учебников по каждому предмету должно быть несколько. Ведь каждый учитель индивидуален, так же как и индивидуальны его ученики, как неординарен любой человек. Какой должна быть современная учебная книга, что нужно сегодняшнему школьнику и преподавателю, как добиться самых высоких результатов при обучении, дать ученикам хорошие знания, заложить крепкий фундамент на будущее.

Издательство «Просвещение» представляет учебно-методический комплект «Мировая художественная культура» Ю.А. Солодовникова.

В 60-х годах прошлого века композитор Д.Б. Кабалевский, художник Б.М. Неменский и историк Л.М. Предтеченская начали работупо обновлению содержания образования. Опираясь на мировой опыт, еще с античных времен аккумулировавший осознание важности художественного творчества и его воздействия на человека, они ввели в систему школьных дисциплин специальную область гуманитарного знания, которая получила название образовательной области «искусство». Классическими предметами этой области стали «Музыка, «Изобразительное искусство и художественный труд», «Мировая художественная культура». Важнейший школьный предмет «Литература» традиционно является частью филологии, и все попытки перевести ее в образовательную область «искусство» до сих пор не увенчались успехом. 

Предметы «Музыка», «Изобразительное искусство ихудожественный труд» преподаются с 1-го по 8-й классы, «Мировая художественная культура» вводится с 6-го класса и заканчивается в 11-м, охватывая, таким образом, среднее и старшее звено полной средней школы. Названные предметыдолгое время существовали совместно и разви­вались независимо друг от друга врусле педагогических идей их авторов. Но если Д.Б. Кабалевский и Б.М.Неменский, создавая авторские программы, оставались в строгих рамках своих«специальностей», выделив в них преимущественно творческое начало, то Л.М.Предтеченская сознательно строила свой предмет как расширенное преподавание техобластей культуры, которые рассматривались в рамках исторического знания. При таком подходе творческое начало неизбежно заменялось социальным аспектом.

По предложению Л.М. Предтеченской автором данной статьи была написана программа под названием «Художественная культура древнего мира», «Средних веков и эпохи Возрождения». Опубликованные сначала издательством «Просвещение» (М., 1994), а затем - в переработанном виде - издательством «ВЛАДОС» (М., 2001), обе программы получили признание учительской аудитории. На основании обеих программ Ю.А. Солодовниковым при поддержке издательства «Просвещение» был создан учебно-методический комплект, состоящий из учебников-хрестоматий и методических пособий к ним, в которых автор впервые на основе созданной им Историко-типологической модели учебного предмета «Мировая художественная культура» применил разработанные им дидактические принципы организации учебного материала, сформулированные в диссертационном исследовании (М., 1996) как принцип историко-типологического единства (Древний мир);

  • принцип территориально-мировоззренческого единства (Средние века);
  • принцип рационально-эстетического единства метода и стиля (Новое время);
  • принцип субъектно-объектного единства творца и его произведения (Новейшее время).

3. Благородное стремление авторов расширить образовательную базу учащегося было актуальным для содержания образования второй половины XX века. Тогда казалось, что насыщение образовательного пространства фактологическим знанием и есть создание или формирование культурологической базы будущей личности. Развитие информационных технологий (компьютеризация) в начале XXI века показало, что «информация о факте» стала вполне доступной и легко получаемой. Методологические подходы прошлого века к дидактической организации знания на страницах учебных программ и школьного учебника всегда строились именно на количестве фактов. Однако простое запоминание факта еще не создает образовательную компетентность обучающихся, не воспитывает в них потребность к непрерывному самообразованию, не формирует способность к самостоятельной творческой и созидательной деятельности. Согласно современной концепции модернизации школьного образования, необходимо устранить перегруженность предмета, сделав акцент на самостоятельную работу. В применении к предмету «Мировая художественная культура» это означает, что артефакт (по терминологии автора), изложенный на страницах учебника, - всего лишь повод для самостоятельного анализа и размышлений.

4. Множество веков человек не устает задавать себе четыре главныхвопроса: «Что есть мироздание?», «В чем смысл жизни?», «Каков мир, окружающийменя?» и «Каков я сам, живущий в этом мире?». Создавая свой учебно-методическийкомплект предмета «МХК», автор рассматривает его не как историческоеперечисление артефактов художественной культуры, а как зафиксированныйсредствами искусства результат процесса познания основ бытия, процесс вечногопоиска ответа на всеобщий вопрос о смысле жизни, процесс неустанного созиданияобраза мира в себе.

Но если мы намерены проследить историю познания и самопознания, выраженного средствами искусства, необходимо, очевидно, определить исходные категории, без которых процесс познания не будет понят. К базовым, или основным, понятиям, проходящим через всю мировую художественную культуру, ее типологию и ее исторические виды, следует отнести следующие:

  • артефакт, т.е. произведение искусства, созданное в определенном социокультурном мире, в определенную историческую эпоху, которое должно быть прочитано «глазами самой эпохи» и понято последующими поколениями;
  • объект познания, которым в данном случае является создаваемая средствами искусства «художественная модель мироздания», проходящая через всю историю человечества и не являющаяся эквивалентом научной картины мира;
  • предмет познания, или основную проблему данного исторического периода, ее «главную идею» или «главный вопрос», на который человек хочет получить ответ;
  • форму познания, или «доминанту эпохи», подразумевающую определенный способ мышления, преобладающий на данном историческом этапе;
  • субъект познания, или собственно «Человека в мировой художественной культуре», который объективировал себя в созданных им произведениях искусства.

И наконец, для определения логики развития культуры необходимо ввести еще одно терминологическое понятие — «ступени познания», в которых человек, получив ответ на главный вопрос эпохи, осуществлял избранную им «модель поведения».

5. Согласно вариативным учебным планам, предложенным Министерством образования и науки РФ, «Мировая художественная культура» как школьная дисциплина может существовать в «трех вариантах бытия» образовательного пространства школы — факультатив (средняя (неполная) школа), базовый предмет (средняя (полная) школа), профильный базовый предмет (полная средняя профильная школа). В каждом из этих трех вариантов бытия полнота предмета определяется количеством учебных часов.

Как показывает практика, наиболее уязвима позиция факультатива. Базовый компонент МХК тоже очевидно является лишь необходимым образовательным дополнением. Наиболее полно требования к выполнению образовательных стандартов могут быть реализованы только в профильном обучении. Концепция школьного образования и образовательные стандарты, принятые Министерством образования и науки РФ в начале XXI века, стали рассматривать «Мировую художественную культуру» как самостоятельный и независимый предмет, который на новой спирали образования не только обобщает знания, полученные на уроках музыки, изобразительного искусства и литературы в начальной и средней (неполной) школе, но и создает на их основе целостную картину мира. Таким образом, перевод «Мировой художественной культуры» как обязательного предмета в старшее звено общеобразовательной (полной) и профильной средней школы (10-11 классы) является вполне логичным и целесообразным.

6. Но каким же должен быть обновленный предмет «Мироваяхудожественная культура»? Как устранить его перегруженность? Как сделать егопреемственным по отношению к артефактам, уже изученным в младшей и средней (неполной)школе на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства? По глубокомуубеждению автора, предмет, имеющий стандартное, но достаточно безликое название«Мировая художественная культура», обязательно должен иметь подзаголовок,отражающий авторскую позицию, авторское видение, авторскую методологию ворганизации знания на страницах создаваемого учебника. Именно в этомзаключается его вариативность, многогранность, значимость и его место вобразовательном процессе.

7. Рассматривая «Мировую художественную культуру» как историюпознания и самопознания, выраженную во всех сферах художественно-творческойдеятельности, автор на первое место ставит не факт, а человека, объективировавшего себя в этом факте. Следовательно, реализация авторской концепции на страницах учебника возможна при соблюдении следующих условий:

  • сохранение в качестве содержательного основания предмета эстетической триады «слово - звук - цвет», что означает существование в его образовательном пространстве литературы, музыки и изобразительного искусства.
  • выделение в качестве дидактической организации знания данного типа культуры не только ее «главной идеи», но и «главного артефакта (изобразительное искусство, литература, музыка) эпохи», в котором эти идеи нашли адекватное отражение.

Выявление взаимосвязей артефактов художественной культуры, участвующих в создании художественной картины мира (синтез искусств) как в родственной им социокультурной среде, так и в последующих культурах (вечные темы, идеи, сюжеты).

8. Таким образом, учебный предмет «Мировая художественная культура» как необходимая составляющая образовательного пространства средней(полной) школы должен выполнять следующие задачи:

  • опора на ранее полученные знания в гуманитарной области (история, литература, искусство, музыка);
  • организация условий для систематической самостоятельной образовательно-исследовательской работы (дополнительные задания с выходом в смежные области гуманитарного знания);
  • соединение исторического принципа с элементами культурологии и эстетики (художественная картина мира);
  • формирование на основе выработанной человечеством художественной картины мира «образа мира в себе» как основы формирования «мыслящего мировоззрения» (Альберт Швейцер). 

9. Приложение. Автор считает, что в любой из форм бытования «Мировой художественной культуры» (факультатив, базовый элемент, профильный элемент) должен быть сохранен единый принцип, избранный для организации знания в этом предмете. В качестве приглашения к дискуссии и иллюстрации изложенных выше принципов автор предлагает вариант построения учебного материала по базовому предмету «Мировая художественная культура» для 10-11 классов из расчета 1 час в неделю. 

Для 6-9 классов могут быть использованы учебники, представленные здесь, а с содержанием учебников для 10-11 классов мы предлагаем Вам познакомиться далее.

Человек в Мировой художественной культуре.
История познания и самопознания

10 класс

Часть первая ПОЗНАНИЕ МИРА, или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи «Что есть мир?»

Раздел первый. Жизнь вместе с природой
(Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 1. Начало познания (Первобытное искусство)
§ 2. Река и солнце. Горы и море (Цивилизации древнего мира)
§ 3. Священные камни Стоунхенджа (Художественная картина мира)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Раздел второй. От хаоса к гармонии
(Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 4. Гелиопольская девятка (Мифология Древнего Египта)
§ 5. Поэзия мифа и правда истории (Мифология Древней Греции)
§ 6. В поисках бессмертия (Эпос о Гильгамеше)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Раздел третий. Храм и космос
(Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 7. Книга, упавшая с неба (Египетский храм. Ансамбли Карнака и Луксора)
§ 8. Вершина греческой классики (Древнегреческий храм. Парфенон)
§ 9. Восхождение к солнцу (Храмы солнца древних ацтеков)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Раздел четвертый. Боги - Герои - Человек
(Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 10. Подготовка к вечности (Человек в искусстве Древнего Египта)
§ 11. В поисках идеала (Человек в искусстве древней Греции)
§ 12. Римский феномен (Человек в искусстве Древнего Рима)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Часть вторая ПОЗНАНИЕ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ,
или О том, как был поставлен второй главный вопрос эпохи «В чем смысл жизни?»


Раздел первый. Избранные Богом (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 13. Колесо бытия (Жизнь и учение Гаутамы Будды)
§ 14. Он учил (Жизнь и учение Иисуса Христа) 
§ 15. Последний пророк Аллаха (Жизнь и учение Мохаммеда)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Раздел второй. Гармония пространств (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 16. Вырубленные в скале (Буддийские храмы и монастыри) 
§ 17. Взгляд сквозь небо (Христианский храм)
§ 18. Черный камень (Исламская архитектура) 
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Раздел третий. Духовное делание (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 19. Умозрение в красках (Символика и содержание древнерусской иконы)
§ 20. Философ, зело премудрый (Феофан Грек. Иконостас)
§ 21. Дабы взирая на нее (Андрей Рублев. Троица)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Раздел четвертый. Величайший переворот (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 22. Прорыв в действительность (Джотто. Губерт ван Эйк)
§ 23. Величавая беседа равных (Сикстинская капелла) 
§ 24. Борьба за разум (Гуманисты Возрождения)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


11 класс
Часть третья
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,
или О том, как был поставлен третий главный вопрос эпохи «Каков мир, окружающий меня?»


Раздел первый. Начало нового времени (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 1. Бракованная жемчужина (Барокко) 
§ 2. Бессмертие старого мифа (Классицизм) 
§ З.Живописцы реального мира (Реализм) 
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Раздел второй. Служить имени своему (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимани
е)
§ 4. Легенда о докторе Фаусте (Немецкое Просвещение) 
§ 5. Театр для мольберта (Английское Просвещение)
§ 6. Быть самим собой (Французское Просвещение) 
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).


Раздел третий. Россия на пути к Европе (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 7. Старина и новизна перемешалися (Россия XVII века) 
§ 8. Парадиз не хуже Версальского (Русское барокко XVIII века) 
§ 9.Укротители злонравия (Русский просветительский классицизм)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).

 
Раздел четвертый. Время великих потрясений (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 10. Слава сограждан наших (Русский классицизм XIX века)
§ 11. Столкновение с действительностью (Романтизм) 
§ 12. Концы и начала (К. Брюллов. А. Иванов) 
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты). 


Часть четвертая ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ,
или О том, как был поставлен четвертый главный вопрос эпохи «Каков я сам, живущий в этом мире?»


Раздел первый. «Что делать?» (Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 13. Житейская драма маленького человека (Н.В. Гоголь, П.А. Федотов, А.С. Даргомыжский)
§ 14. Приговор явлениям жизни (Глеб Успенский, передвижники)
§ 15. Иероглиф, понятный всем (Евангельские сюжеты у передвижников)
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).

 
Раздел второй. Поворот столетий
(Что мы будем изучать в этом разделе. На что необходимо обратить внимание)
§ 16. От правды жизни к правде искусства (В.А. Серов)
§ 17. Величавые образы будничной жизни (М.А. Врубель)
§ 18. Взыскующая Бога Русь (М.В. Нестеров) 
Итоги раздела: К каким выводам мы пришли. Выполни творческие задания и докажи выводы. (Дополнительные тексты).

Издательство «Дрофа» представляет УМК  кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя России Г.И. Даниловой "Мировая художественная культура". Учебник для общеобразовательных учреждений 10 класс - "От истоков до XVII века" и 11 класс - "От XVII века до современности".

Школьный предмет "Мировая художественная культура" занимает особое место в общей системе гуманитарного образования. Будучи единственным интегративным предметом среди других школьных дисциплин, он в большей степени позволяет обобщать и систематизировать полученные знания, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностной ориентации и вкусов учащихся.
Безусловно, далеко не все школьники в будущем станут поэтами, художниками, музыкантами, но каждый из них непременно будет читателем, зрителем и слушателем. К этому их должна приобщить школа. Роль учебников по "Мировой художественной культуре" в этом отношении трудно переоценить. Учебник по МХК, также как и учитель, может и должен стать настоящим посредником между учеником и величайшими произведениями мировой художественной культуры.
Учебники по мировой художественной культуре для 10-11 классов профильного уровня являются составной частью авторской линии, созданной Г.И. Даниловой. В нее входят: учебники 5-6 и 7-8 классов; авторские программы курсов или образовательных модулей для основной школы; программы для школ и классов гуманитарного профиля старшей школы; тематическое и поурочное планирование к учебникам 10-11 классов; ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебникам МХК для 10-11 классов; библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов.


Учебники по мировой художественной культуре для старшей школы (10-11 классы) знакомят учащихся с основными культурно-историческими эпохами и их выдающимися творцами от истоков возникновения искусства до современности.
Особое внимание в учебниках уделяется основным этапам развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение.
В учебниках широко представлены наиболее значимые шедевры художественной культуры в различных видах искусства (архитектуре и живописи, скульптуре и
музыке, литературе и театре). Большое внимание уделено определению роли и места человека в развитии художественной культуры: многовековая история искусства здесь рассматривается через призму его вечных поисков духовной красоты и идеала.
Избранный исторический путь изучения мировой художественной культуры позволяет учащимся:
выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития;
выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства;
увидеть "прорастания" древних пластов художественной культуры в искусстве настоящего времени;
понять закономерности смены культурно-исторических эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира;
обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Учебники написаны в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре. Они содержат два уровня изучения предмета - базовый и профильный. Включение необходимого объе-ма базовых знаний и понятий по мировой художественной культуре открывает возможность планирования и освоения материала на профильном уровне (маркирован в тексте специальным знаком), предполагающем более детальное и углубленное изучение курса. На базовом уров-не материал может быть минимизирован и рекомендован учащимся для самостоятельного ознакомления (написания докладов, сочинений, эссе, рефератов, подготовки устных выступлений и сообщений на обзорных и обобщающих уроках по курсу). Таким образом, присутствие в учебнике разделов для профильного изучения не перегружает, а, наоборот, качественно насыщает курс, делая его более емким и многоаспектным.
Распределение учебного времени при изучении курса мировой художественной культуры в старшей школе опирается на Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Вместе с тем оно может быть откорректировано образовательным учреждением в зависимости от направления подготовки учащихся.
Методический аппарат учебников представлен следующими разделами:
"Вопросы и задания к теме",
"Творческая мастерская",
"Советуем послушать и посмотреть",
"Темы рефератов, докладов или сообщений",
"Книги для дополнительного чтения".
Система вопросов и заданий, имеющая двухуровневую структуру, позволяет закрепить и обобщить изученный материал. Вопросы и задания, предназначенные для профильного изучения (также маркированы специальным знаком), отличаются повышенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки материала.
Типология приводимых вопросов и заданий достаточно разнообразна. Кроме вопросов репродуктивного характера, здесь представлены задания для проблемного осмысления изученной темы, требующие соотнесения художественных фактов с культурно-исторической эпохой. Среди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного автора или творческого объединения нескольких художников. Немало вопросов, связанных с пониманием роли и места художника -творца в контексте историко-культурной эпохи, художественного стиля или направления, специфики его мастерства, особенностей мировоззрения. Особо следует выделить вопросы и задания, касающиеся преемственности художественных явлений, культурно-исторических эпох, стилей и направлений. Специальную группу составляют вопросы и задания на понимание сути теоретических понятий. Для наиболее подготовленных учащихся предлагаются специальные задания, предполагающие дискуссионное обсуждение проблемы. Раздел "Творческая мастерская" призван реализовать поисково-исследовательскую, проектную, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К наиболее приоритетным автор относит концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
В разделе "Приложение" приводятся примерные рекомендации для творческой работы учащихся. Среди них такие, как "Что можно рассказать о произведении архитектуры", "Как можно анализировать произведение живописи", "Что необходимо учесть, рассказывая о произведении скульптуры", "Как можно охарактеризовать произведение музыки", Примерный план анализа лирического стихотворения", "Как написать сочинение-эссе", "Как сделать рецензию на театральный спектакль", "Как подготовиться к семинару или диспуту", "Как подготовить школьный вечер", "Как оформить выставку или стенд", "Как написать реферат, доклад или сообщение".
Раздел "Советуем послушать или посмотреть "поможет сориентировать учителя при отборе аудиовизуальных средств обучения в процессе подготовки к уроку. Учащимся он предоставит необходимую информацию о наиболее значимых произведениях искусства, которые желательно послушать или посмотреть.
Раздел "Тема рефератов, докладов или сообщений"  предназначен для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Каждый монографический  раздел курса содержит перечни тем различного уровня сложности. Учащимся он предоставляет право самостоятельного выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и художественными предпочтениями.
Основу такого перечня составляют темы проблемного характера, освещение которых потребует от учащихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний, умения рассматривать конкретное произведение (творчество автора) в заданном художественно-историческом контексте. Следует подчеркнуть, что темы повышенного уровня сложности на самом деле формируют некую "планку" требований к усвоению материала, мобилизуют внимание учащихся на этапе накопления сведений и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса, нацеливают их на серьезную проектно-исследовательскую деятельность.
Распределение материала в соответствии с жанром работы (доклад, сообщение, реферат, эссе, отзыв, сочинение, рецензия) осуществляется учителем по согласованию с учащимися. Выполнению этой задачи способствует раздел "Книги для дополнительного чтения", являющийся обязательной частью каждой из монографических тем учебника. Приводимые в нем ресурсы Интернета позволят учащимся более оперативно решить поставленные задачи.

Гуманитарный издательский центр «Владос» представляет УМК «Мировая художественная культура» Людмилы Александровны Рапацкой. Каждый учебник состоит из двух частей «Мировая художественная культура» и «Русская художественная культура».

11 класс


О сновная цель учебника: осмыслить путь развития мировой художественной культуры XIX-XX вв., показать основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре.
Учебник состоит из 4-х разделов:
Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX -начала XX в.
Раздел II.
Художественная культура России XIX - начала XX в.
Закончив изучение второго раздела учебника, учащиеся смогут осветить следующие проблемы:
Пореформенный период, точкой отсчета которого стала отмена крепостного права (1861 г.), является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры.
Никогда ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурных борениях.
Никогда ранее слово "народ" не было "ключевым" для творчества русских мастеров.
Расцвет классической литературы пореформенной эпохи связан с жанром романа, с произведениями И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
Этот раздел очень тесно связан с уроками литературы - это обобщение пройденного.
Не менее впечатляющими достижениями отмечено отечественное изобразительное искусство. Великое классическое наследие созидалось несколькими поколениями русских художников, каждый из которых всеми силами своей души и таланта стремился понять и познать Россию, ее историческую миссию в судьбах народов мира, ее национальную специфику. Творцы классического искусства были едины в своем желании видеть Родину процветающей и свободной страной, несущей человечеству пример следования евангельским заветам.
Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX в.
Раздел IV.
Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам
Этот раздел учебника состоит из четырех тем, охватывающих этап отечественной истории XX в. (1917-1991 гг.), который принято называть советской эпохой. В учебнике она разделена на следующие этапы развития художественной культуры

  • довоенный период (20-е и 30-е годы),
  • война (1941 - 1945 годы),
  • период "оттепели",
  • 1960 - 1990 гг.

Учебник 11 класса знакомит с такими направлениями европейской художественной культуры, как романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, реализм. Романтическую литературу, живопись, музыку он называет "энциклопедией чувств", открывшей во всей многогранности неисчерпаемый мир одинокой человеческой души, ее порывы к счастью, любовные томления, страдания и мучительные поиски недосягаемого идеала.
Безусловно, нужна постоянная и целенаправленная работа по развитию интереса общества к отечественному культурному наследию. Это цели не одного дня. В школе дети получают знания о русской культуре на уроках мировой художественной культуры, истории, литературы, изобразительного искусства, музыки. Но эти знания не носят систематического характера и не дают полного представления обо всем многообразии богатейшей культуры нашего Отечества.
Поэтому выделение истории русской культуры в отдельную самостоятельную область позволит не только познакомить учащихся с важнейшими памятниками отечественного искусства, но и воспитать у них чувство патриотизма, гордости за культурное наследие своих предков. Именно этим задачам служит специально разработанный школьный курс "Русская художественная культура" Л.А. Рапацкой.

Л.А. Рапацкая. Русская художественная культура. 10 класс
Курс "Русская художественная культура" был задуман как дополняющий и обобщающий все то, что было изучено на других уроках по различным гуманитарным предметам.
Учебник 10 класса является первой частью данного курса. В нем предпринята попытка объяснить, почему произведения русского искусства всегда так легко узнаваемы. В чем секрет той "русскости", что отличает отечественную культуру от зарубежной (даже переведенной на русский язык), произведения русских композиторов - от музыки зарубежных школ? Или, например, икону Божьей Матери от картины, изображающей Мадонну? Или русский пейзаж от пейзажа работы голландского или итальянского мастера? Процесс развития искусства - это не только рождение новых художественных шедевров, отмеченных чертами новаторства, но и постоянное "повторение пройденного", возвращение к ценностям прошедших эпох, их новое прочтение, продиктованное потребностями духовной жизни общества.
Замечательный исследователь русской культуры Д.С. Лихачев сравнил Россию с Личностью - одаренной, неповторимой, открытой для общения, щедро распоряжающейся своими духовными богатствами.
Россия-Личность сотворила и в эпоху средневековья, и в XVIII в. столь же неповторимую, во многом уникальную, художественную культуру. Наше искусство то развивалось в замкнутом древнерусском пространстве, накапливая духовный опыт и утверждая высшую красоту и правду христианского вероучения, то отбрасывало старые традиции, переосмысляло их, с удивительной легкостью впитывая и творчески перерабатывая все ценное, что было создано трудом художников других стран.

Л.А. Рапацкая. Русская художественная культура. 11 класс
При изучении истории мировой и русской художественной культуры в центре внимания учащихся 10 и 11 класса оказываются различные виды искусства (фольклор, литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка и театр) во взаимосвязях между собой и с региональными и политическими идеями от Киевской Руси до формирования общерусского государства. Рассматривая последующее развитие русской национальной культуры вплоть до 80-х годов XX в., учебники дают представ-
ление о выдающихся художественных достижениях, воплотивших вневременные духовные и нравственные идеалы, связанные с особенностями российского менталитета.
Цель учебника - рассмотреть процесс становления и развития русской культуры с XIX в. до 80-х гг. XX в.
Учебник предлагает задуматься над вопросами:
Можно ли говорить о преемственности развития русского искусства от XIX в. к XX столетию?
Что с течением времени произошло с традиционными национальными духовными приоритетами?
Следует ли искать общность между произведениями русских классиков и творениями мастеров социалистического реализма?
Материалы учебников "Русская художественная культура" 10-11 кл. доказывают, что в лучших явлениях художественной культуры советской эпохи ощущается незримая связь с отечественной классикой. В них протянута "ниточка памяти" от художественных образов А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, И.И. Левитана к творениям Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, Л.М. Леонова, А.И. Солженицына, В.Г. Распутина, И.С. Глазунова... Постижение глубинной общности русской культуры разных эпох требует не только изучения искусствоведческих теорий, но и, прежде всего, душевной самоотдачи, поскольку именно труд души лежит в основе всех великих творческих открытий наших соотечественников.