«Музыка призвана приносить очищение.
Она должна оказывать очищающее
действие на умы и сердца».
С.В. Рахманинов
Городской конкурс классных хоров общеобразовательных школ проводится с целью дальнейшей активизации и совершенствования вокально-хоровой деятельности на уроке музыки. Расширение певческого репертуара классного хора и обогащение песнями современного звучания, которые должны сопровождать детей в жизни и помогать совершенствовать творческие способности. Настоящий конкурс позволит:
- учителю представить свой опыт работы в форме конкурсного выступления и их классных хоров;
- обобщить опыт московских учителей музыки;
- увидеть развитие идей в вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе в реальном времени;
- показать значение вокально-хоровой деятельности в музыкальном воспитании школьника и её необходимость в настоящее время.
Цели конкурса направлены на:
- формирование основ музыкальной культуры;
- развитие интереса к вокально-хоровым занятиям;
- развитие певческого голоса, музыкального слуха, чувства ритма, дикции, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления;
- освоение новых музыкальных произведений профессиональных композиторов;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и общечеловеческим ценностям;
- формирование духовной культуры личности учащегося через освоение и исполнение лучших образцов современной вокально-хоровой музыки.
Задача конкурса научить учащихся:
- знать и понимать специфику вокально-хоровой музыки;
- понимать возможности песни в отражении проблем жизни человека и окружающего мира;
- уметь выразительно петь в хоре.
Участники конкурса:
В конкурсе принимают участие классные хоры учащихся 1 – 8 классов общеобразовательных школ, прошедшие окружной этап конкурса и рекомендованные окружным оргкомитетом на городской конкурс.
Основные требования к классу-хору:
- в классном хоре участвуют все без исключения ученики данного класса;
- звучание каждого классного хора должно быть самобытно, оригинально в особой выразительности и интонационной осмысленности исполняемых произведений, связанных с музыкальным образованием, получаемым на уроках музыки;
- ученики не только слушают друг друга во время исполнения, стремясь к ансамблю, но и со вниманием и уважением относятся к исполнению музыки их сверстниками, имеют представление о культуре Слушателя;
- ученикам должно доставлять удовольствие исполнять вместе песни, особенно любимые всем классом, они могут объяснить, почему эта песня так любима;
- ученики имеют представление об основах певческой культуры – правильном дыхании, звуковедении, звукоизвлечении, фразировке, певческой установке, артикуляции.
Условия в подготовке выступления классного хора
На конкурсе исполнения произведений предполагается:
- a capella;
- в инструментальном сопровождении, причём самого учителя, так как на уроке в школе не предполагается участие концертмейстера (за исключением классных хоров школ с углублённым изучением музыки);
- класс-хор должен быть представлен как сложившийся хоровой коллектив со своим художественным образом и стилем исполнения;
- классный хор представляет на городской этап конкурса два произведения:
- песню композитора - классика или народную;
- песню современного композитора, отражающую отношение к экологии души, земли, родного края.
Репертуар должен отвечать требованиям возрастных особенностей учащихся, где для учащихся средних классов может быть использование эпизодического двухголосия.
- Классный хор школ с углублённым изучением музыки и предметов эстетического цикла исполняет три произведения, включая обязательное исполнение a capella и наличие многоголосия в соответствии с тематикой конкурса.
Этапы проведения конкурса.
Конкурс классный хоров предлагается провести в три этапа:
I этап – школьный
II этап – окружной
III этап - городской
Положение о проведении городского конкурса классных хоров средних общеобразовательных школ города Москвы. 2009-2010. (Читать)