в Избранное

 

Мероприятия

Форум

Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Разработки уроков по МХК

 

1. Учитель по МХК ГОУ СОШ №878 Курбатовская Н. К.

СКАЧАТЬ РАЗРАБОТКУ УРОКА ПОЛНОСТЬЮ

Урок 
по МХК в 8 классе
по теме «Образы мавританской архитектуры»


Тема года:  «Культура Древнего мира, средневековья и Возрождения»
Тема раздела: «Художественная культура стран Арабского халифата»
Цель: Задачи:
Образовательные: обеспечение усвоения знаний об особенностях  мусульманской архитектуры, ее характерных форм и идей.
Воспитательные: воспитание коммуникативных способностей, умения работать в группах различного состава, воспитание чувства товарищества, умения слышать оппонента.
Развивающие: развитие познавательного интереса через примеры, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, развитие навыков работы с художественным текстом, развитие ассоциативного мышления.
Тип урока: урок расширения и углубления темы
Технологии: методы  критического мышления через чтение и письмо, мозгового штурма.
Оборудование: компьютер,  мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал с фрагментами поэзии Востока, отрывков из Корана,изображениями  архитектурных сооружений ,орнаментов, лист опорного конспекта и листы заданий по группам.

Презентация урока

 

Ход урока

 

№ п/п

время

Раздел урока

задача

содержание

материал

Деятельность учащихся

1

1 мин.

Организационный этап

Мобилизация деятельности

Приветствие. Распределение по командам. Сообщение темы урока.( презентация на экране)

Название темы на экране
(презентация, слайд1)
Эпиграф:
«Подайте тому, Господи, подайте,
Ибо нет доли более жестокой, чем быть слепым в Гранаде»
Из надписи на стенах крепости Альгамбра.

Учащиеся записывают  урока

2.

4мин./5

Завязка

Введение в проблематику урока
Развитие ассоциативно-го мышления, умения фиксировать собственные ощущения

 

Слово учителя: Здесь в горах Сьерры-Невады 2 января 1492 года стоял Боандиль, последний мавританский правитель, которого изгнали из  южных андалузских гор королева Изабелла Кастильская и король Фердинанд Арагонский, и  в последний раз смотрел на Гранаду. Здесь прозвучал «последний вздох мавра», который, быть может  прослезился, понимая, что ему придется променять все это великолепие на засушливые пустыни Северной Африки. Возможно именно здесь, у Ворот  Правосудия, он должен был сдать ключи от Альгамбры католическим королям. Как прощальный жест на  замковом камне арки осталось изображение руки, пять пальцев которой обозначают 5 основных заповедей ислама- воздержание, паломничество, милостыню, омовение и войну с неверными. Здесь же присутствует и  парное изображение Давидова ключа, когда-то вознесенного  против христианского креста на знаменах мусульман-покорителей Испании : «Имеющий ключ Давидов, который отворяет- никто не затворит, затворяет- и никто не отворит» ( Отк., 3,7). По иному объясняют это законные отпрыски Альгамбры: воздвигший крепость мавританский король был великим чародеем и наложил на крепость магическое заклятие, благодаря которому она выстояла в ураганы иземлетрясения. Преданье гласит, что заклятие не утратит своей силы, пока рука с наружной арки не протянется под свод за ключом- и тогда все башни и стены рассыпются во прах, отверзнув мавританские сокровища, зарытые под основанием твердыни»
Перенесемся в Гранаду  и  постараемся определить в 1-2 словах свои ощущения, которые соответсвуют нашим пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию, и зафиксируем их в конспекте.
Музыка. Ряд слайдов.
Учитель: В порядке перечисленных 5 чувств  озвучим записанное Вами.
Ответы учащихся

 

Учашиеся прослушивают сообщение учителя

3.

1 мин./6

Подготовка к основному этапу.
1 минута

Ознакомления с заданием, постановка проблемы

Учитель:Какие же выразительные средства мавританской архитектуры вызвали эти ощущения?Для решения этой проблемы мы в начале урока разбились на группы в зависимости от карточки   лотереи. Эти группы- «Архитектура», «Слово», «Декор». За 5 минут вы  должны ответить на предложенные Вам вопросы и сделать выводы, которые Вы запишете на листе конспекта. Будьте кратки при ответах- на них отводится 1 минута на каждую команду.

Раздаточ-ный материал

Ознакомление с пакетом заданий

4

5 мин./11

Основной этап

Развитие
Умения работы с художественным текстом, делать выводы,
умения работать в группе, слушать собеседника, оппонировать

Работа в группах «Архитектура», «Слово», «Декор».

Раздаточный материал с репродук-циями и фрагменты текстов Корана.

 Работа в группах и индивидуально

5

4 мин./15

Обобщение результа-тов поиска

Предварительное подведение итогов урока, синтез полученных знаний

Озвучивание выводов учащимися:

  1. Сад как образ мусульманского рая
  2. Слово как основа  образа мира и значение каллиграфии
  3. Орнамент как основа декора
  4. Идея: восхождение в рай

 

 Обобщение работы в группах

6.

2мин./17

Рефлек-сия

Итог урока 1
Формирование оценочных категорий, в Освоение ценностной ориентации

Каждая группа получила фрагменты поэтических произведений .  Подберите из них образный эпиграф к теме нашего урока, запишите его на листе конспекта, указав автора и годы его жизни.  Озвучим эти строки, не повторяясь, если кто-то выбрал одинаковые.

 Тексты поэтов Востока

Индивидуальная работа по подбору эпиграфов

 

2мин./19

Развязка

 Подготовка домашнего задания

Итак, мы покидаем Гранаду, как в 1826  году ее покидал  американский писатель Вашингтон Ирвинг, завоевавший  молодой американской литературе «право гражданства»в сознании многоопытного европейского читателя и написавший об Альгамбре удивительную книгу. Одна из легенд этой книги- Легенда об арабском звездочете- стала  основой для  пушкинской «Сказки о золотом петушке» . Действительно , как переплетается все в истории культур. Обратимся к книге  Ирвинга:
«Солнце склонилось к закату; дорога сворачивала в горы; я остановился и кинул последний взгляд на Гранаду. Холм, на котором я  стоял был северным  подобьем южного Холма Слез, где прозвучал «прощальный вздох мавра». Теперь я как нельзя лучше  понимал чувства , которые испытывал бедный Боандил, оставляя позади рай земной и видя перед собой кменистый и пыстынный  путь в изгнание.
Заходящее солнце , как обычно, озарило печальным сиянием багровые башни Альгамбры. Приглядевшись, я смутно различил окно и тот балкон на башне Комарес , где провел в мечтаниях столько дивных часов. Густые рощи и сады вокруг города были облиты закатным золотом; лиловатая вечерняя дымка застилала Вегу; во всем было прощальное, нежное и скорбное очарование.
-Пойду поскорее прочь,- подумал я- покуда солне не село. Хорошо бы так и запомнить всю эту красоту.
С такими мыслями я побрел в горы. Еще немного и Гранада, Вега и Альгамбра скрылись за поворотом; так прервался один из сладчайших жизненных снов, и читатель, может быть, скажет, что он был чересчур переполнен сноведеиями».

Слайд шоу

Просмотр видеоряда и прослушивание сообщения учителя

7.

1мин.
/20

Постановка домаш-него задания

Последействие-дополнитель-ное развитие ассоциативно-го мышления. Знакомство с современными произведениями искусства.
распространение ценностной ориентации

  Учитель:Попытайтесь дома найти те влияния, которую оказала на нашу отечественную культуру, в том числе и современную,  мусульманская и в частности мавританская культура.

-

 Индивидуальная работа дома.

 

 

 

Слово учителя: Здесь в горах Сьерры-Невады 2 января 1492 года стоял Боандиль, последний мавританский правитель, которого изгнали из  южных андалузских гор королева Изабелла Кастильская и король Фердинанд Арагонский, и  в последний раз смотрел на Гранаду. Здесь прозвучал «последний вздох мавра», который, быть может  прослезился, понимая, что ему придется променять все это великолепие на засушливые пустыни Северной Африки. Возможно именно здесь, у Ворот  Правосудия, он должен был сдать ключи от Альгамбры католическим королям. Как прощальный жест на  замковом камне арки осталось изображение руки, пять пальцев которой обозначают 5 основных заповедей ислама- воздержание, паломничество, милостыню, омовение и войну с неверными. Здесь же присутствует и  парное изображение Давидова ключа, когда-то вознесенного  против христианского креста на знаменах мусульман-покорителей Испании : «Имеющий ключ Давидов, который отворяет- никто не затворит, затворяет- и никто не отворит» ( Отк., 3,7). По иному объясняют это законные отпрыски Альгамбры: воздвигший крепость мавританский король был великим чародеем и наложил на крепость магическое заклятие, благодаря которому она выстояла в ураганы иземлетрясения. Преданье гласит, что заклятие не утратит своей силы, пока рука с наружной арки не протянется под свод за ключом- и тогда все башни и стены рассыпются во прах, отверзнув мавританские сокровища, зарытые под основанием твердыни»
Перенесемся в Гранаду  и  постараемся определить в 1-2 словах свои ощущения, которые соответсвуют нашим пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию, и зафиксируем их в конспекте.
Музыка. Ряд слайдов.
Учитель: В порядке перечисленных 5 чувств  озвучим записанное Вами.
Ответы учащихся
Учитель:Какие же выразительные средства мавританской архитектуры вызвали эти ощущения?Для решения этой проблемы мы в начале урока разбились на группы в зависимости от карточки   лотереи. Эти группы- «Архитектура», «Слово», «Декор». За 5 минут вы  должны ответить на предложенные Вам вопросы и сделать выводы, которые Вы запишете на листе конспекта. Будьте кратки при ответах- на них отводится 1 минута на каждую команду.

 

Работа в группах «Архитектура», «Слово», «Декор».
Озвучивание выводов учащимися:

  1. Сад как образ мусульманского рая
  2. Слово как основа  образа мира и значение каллиграфии
  3. Орнамент как основа декора
  4. Идея: восхождение в рай

Каждая группа получила фрагменты поэтических произведений .
Подберите из них образный эпиграф к теме нашего урока, запишите его на листе конспекта, указав автора и годы его жизни.  Озвучим эти строки, не повторяясь, если кто-то выбрал одинаковые.

Учитель:Итак, мы покидаем Гранаду, как в 1826  году ее покидал  американский писатель Вашингтон Ирвинг, завоевавший  молодой американской литературе «право гражданства»в сознании многоопытного европейского читателя и написавший об Альгамбре удивительную книгу. Одна из легенд этой книги- Легенда об арабском звездочете- стала  основой для  пушкинской «Сказки о золотом петушке» . Действительно , как переплетается все в истории культур. Обратимся к книге  Ирвинга:
«Солнце склонилось к закату; дорога сворачивала в горы; я остановился и кинул последний взгляд на Гранаду. Холм, на котором я  стоял был северным  подобьем южного Холма Слез, где прозвучал «прощальный вздох мавра». Теперь я как нельзя лучше  понимал чувства , которые испытывал бедный Боандил, оставляя позади рай земной и видя перед собой кменистый и пыстынный  путь в изгнание.
Заходящее солнце , как обычно, озарило печальным сиянием багровые башни Альгамбры. Приглядевшись, я смутно различил окно и тот балкон на башне Комарес , где провел в мечтаниях столько дивных часов. Густые рощи и сады вокруг города были облиты закатным золотом; лиловатая вечерняя дымка застилала Вегу; во всем было прощальное, нежное и скорбное очарование.
-Пойду поскорее прочь,- подумал я- покуда солне не село. Хорошо бы так и запомнить всю эту красоту.
С такими мыслями я побрел в горы. Еще немного и Гранада, Вега и Альгамбра скрылись за поворотом; так прервался один из сладчайших жизненных снов, и читатель, может быть, скажет, что он был чересчур переполнен сноведеиями».
Учитель:Попытайтесь дома найти те влияния, которую оказала на нашу отечественную культуру, в том числе и современную,  мусульманская и в частности мавританская культура.